Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Автоматизация складского учета, нагрудные видеожетоны, использование искусственного интеллекта и ультразвуковых сигналов – эти и многие другие идеи по повышению культуры безопасности предложили молодые железнодорожники во время чемпионата кейсов «Обеспечение безопасности движения».
Традиционно форум молодежи собирает в Астане самых активных и эрудированных работников из всех регионов страны и становится площадкой для обмена лучшими практиками и генерации новых прорывных инициатив. В этом году в рамках чемпионата кейсов молодежь побеседовала со специалистами департамента безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» и поделилась практическими советами по совершенствованию уровня культуры безопасности движения.
В беседе с участниками форума главный менеджер департамента безопасности движения Мурат Мусин рассказал об организационных уровнях и признаках культуры безопасности движения, а также проводимой АО «НК «ҚТЖ» работе в этом направлении.
На сегодня выделяют пять уровней зрелости культуры безопасности движения: низкий (зарождение), посредственный (управление развитием), средний (вовлечение персонала), предпозитивный (сотрудничество) и позитивный (непрерывное улучшение). По итогам проведенной в прошлом году оценки зрелости культуры безопасности движения в ҚТЖ общий балл составил 3,8, что соответствует предпозитивному уровню (3,4-4,2 балла).
При этом уровне безопасность остается безусловным приоритетом и играет важную роль в принятии решений на уровне руководства, а также в повседневной деятельности. При рассмотрении нарушений учитываются не только индивидуальные, но и системные факторы. Имеется общая осведомленность о проблемах, влияющих на безопасность в ходе производственной деятельности, и принимаются меры по их максимально возможному сокращению.
Мурат Мусин проинформировал о дальнейших шагах по развитию культуры безопасности движения. На 2025 год разрабатывается большая программа, направленная на повышение культуры безопасности. Она предусматривает обучение сотрудников с участием высшего руководства, применение автоматизированных систем учета и возможностей искусственного интеллекта. К примеру, планируется создание приложения для мобильных телефонов, которое при выявлении неисправности будет поэтапно, согласно инструкциям, «подсказывать» работнику, какие действия нужно предпринять. Искусственный интеллект также поможет выявить разночтения в нормативно-технической документации.
Кроме того, планируется проведение конкурсов на знание правил технической эксплуатации, инструкции по сигнализации и связи и инструкции по движению поездов и маневровой работе (ПТИ, ИСИ, ИДП). Причем участвовать в них смогут все желающие работники. Лидеры производства по трем основным инструкциям будут определяться в конце года.
В рамках чемпионата кейсов участники молодежного форума получили уникальную возможность внести свою лепту в совершенствование культуры безопасности движения в компании. С помощью жеребьевки их поделили на 22 команды. Перед каждой командой стояла задача – заявить о проблемном вопросе и предложить его решение. Итогом двухчасового мозгового штурма стало 22 проекта, которые ребята презентовали специалистам из департамента безопасности движения. Идеи охватывали самый широкий спектр проблем – от потери тормозных башмаков до повышения квалификации кадров. В числе предложений от молодых железнодорожников – автоматизация складского учета, установка камер с фиксацией нарушений на переездах, фонарей с датчиками движения в критических зонах, приобретение видеожетонов для составителей поездов, объединение автоматизированных программ для своевременного оповещения и остановки поезда, использование ультразвукового сигнала на локомотивах и рациях, а также браслетов со связью на случай отказа радиостанции. Немало инициатив касалось обучения работников, совершенствования технических занятий и оттачивания практических навыков.
Победителя по итогам чемпионата кейсов выявить так и не удалось.
«Вы все на первом месте. Признаюсь честно, мы не ожидали такого количества актуальных новаторских предложений, – отметил в завершение Мурат Мусин. – Конечно, есть также решения, которые мы уже применяем в компании, но при этом в ваших кейсах отметили для себя важные моменты, которые однозначно будут проработаны. Приятно было пообщаться с вами и посмотреть на обеспечение безопасности движения с нового ракурса и в очередной раз убедиться, что наши молодые сотрудники – это умные и перспективные специалисты, способные думать, рассуждать и анализировать».
Любовь Негембелова
Источник: "Қазақстан теміржолшысы"